alien3: (Default)
[personal profile] alien3
Астрофизик Сергей Попов задал в своём блоге вопрос: «было бы интересно увидеть примеры топ-сайтных публикаций (речь о высокоцитируемых статьях в научных журналах), где в получении результата ключевую роль играли бы космонавты на орбите. Т.е., речь о том, дает ли пилотируемая космонавтика напрямую что-то фундаментальной науке».


Фото: Альберт Пушкарёв «Космонавты» 1985 г.

Ниже привожу ответ Олега Волошина (ГНЦ РФ-ИМБП РАН):

Определение «фундаментальная наука» предполагает, что исследования и результаты, полученные в таких исследованиях, отвечают на фундаментальные вопросы о жизни, Вселенной и всём прочем, расширяет наши границы познания, меняет мировоззрение и т.п. В задачи фундаментальной науки не входит реализация результатов в народном хозяйстве «прямо сейчас».

Пилотируемая космонавтика в целом – прикладная область. Однако и там есть фундаментальные вопросы. Только связаны они с живыми существами, и без их участия ответить на этот вопрос невозможно.

Например, вопрос, связанный с сохранением жизни и сознания человека в космосе, который стоял перед учёными в первом полёте – вполне себе фундаментальный. Вопросы, связанные с возможностью развития живых существ в условиях космического полёта, выдерживание живыми организмами условий открытого космоса – тоже ведь относятся к фундаментальным, не так ли?

Даже вопрос о возможности длительного пребывания человека в космическом полёте – фундаментальный, так как мы фактически впервые в истории можем длительно наблюдать человека в полностью искусственной и замкнутой среде обитания вне Земли!

И эти вопросы, вернее, ответы на них, уже тянут за собой вереницы прикладных исследований, часть из которых найдёт свое применение на Земле (условно говоря – в быту).

Теперь что касается МКС. Вопрос ребром – нужна людям МКС для фундаментальных исследований или нет – не имеет смысла без ответа на сопутствующие вопросы – а какие именно фундаментальные исследования предполагается там проводить? И если рассматривать, к примеру, астрономию (и радио-), физику элементарных частиц или чего-то похожего, то ответ, конечно, будет отрицательным. Летает же, в конце концов, наш «Радиоастрон» без пилотов!

Поэтому, ваш вопрос «даёт ли пилотируемая космонавтика напрямую что-то фундаментальной науке» звучит несколько некорректно. Можно переформулировать иначе, например «нужны ли лаборатории с лаборантами и исследователями для фундаментальной науки?». Не находите, что в таком ключе вопрос звучит несколько странно? МКС на сегодня – лаборатория, находящаяся в крайне специфических условиях. И космонавты в ней являются не только исследователями (или лаборантами), но и объектами исследований.

Однако нельзя не сказать о серьёзных проблемах такой лаборатории. Основная проблема – это практически полное отсутствие учёных на её борту. Космонавты в большинстве своем, по сути, являются высокоспециализированными и крайне дорогими лаборантами, этакими универсальными солдатами науки. И у них просто нет времени (а у некоторых – ещё и желания) изучать методы научных исследований на уровне учёного. И если раньше ещё была такая спецификация, как «космонавт-исследователь», то сегодня её нет! Часть функций, конечно, легли на плечи космонавтов-бортинженеров, но чтобы в космос полетел именно учёный – сейчас это практически нереально. Из крупных учёных-космонавтов, летавших в эпоху СССР, могу назвать первого врача-космонавта Бориса Егорова, и, конечно, Валерия Полякова. На сегодня единственный знакомый мне космонавт, который мог бы смело носить звание космонавта-исследователя – это Сергей Рязанский, выросший в ИМБП.

Кроме научных исследований космонавт на борту МКС вынужден быть ещё и её техническим персоналом, постоянно заниматься техобслуживанием и мелким текущим ремонтом. Всё это съедает массу человеко-часов и сил (представьте, например, какая была бы эффективность обычной лаборатории, если бы её сотрудники были вынуждены полностью самостоятельно её обслуживать?)

В этом, кстати, одна из причин, по которой сроки получения фундаментальных знаний на МКС, по крайней мере, в той области, где нельзя обойтись без космонавта-учёного (а не сервис-мена) сильно выросли. Не стоит так же забывать, что и сама МКС существует на орбите всего около 15 лет (с момента ввода в эксплуатацию), что для фундаментальных открытий крайне мало.

На счёт конкретики. В апреле этого года в ИКИ прошла научная конференция «Научные исследования ни МКС», где был, фактически, представлен срез научной работы, проводимой сегодня на МКС. Вот, к примеру, выдержка из одного слайда презентации Владимира Соловьёва, касательно исследований на МКС по биологии и биотехнологиям. Привожу просто как пример тех исследований, которые пока невозможны без непосредственного участия космонавта:

· Сделано научное открытие - эволюционно разнесенные криптобиотические и покоящиеся стадии живых существ (бактерии, грибы, животные и растения) могут избежать губительного воздействия открытого космоса даже после экспонирования в этих условиях в течение 2 лет и 7 месяцев (Эксперимент «Биориск»). В образцах пыли, собранных на внешней поверхности PC МКС, обнаружены жизнеспособные микроорганизмы земного (тропосферного) происхождения - открыта и установлена новая граница биосферы Земли (Эксперимент «Тест»);

· Доказано, что растения могут длительное время, сопоставимое с длительностью марсианской экспедиции, выращиваться в условиях космического полета без потери репродуктивных функций и формировать жизнеспособные семена (Эксперимент «Растения»);

· Выделены в космосе и изучены новые высокоактивные штаммы микоризных грибов-продуцентов препарата гормона роста, бактерий-продуцентов препарата для биодеградации нефти и нефтепродуктов и продуцентов средств защиты растений (КЭ «Биоэкология»);

· Проведено выращивание высококачественных кристаллов ряда белков для конструирования нового поколения антимикробных лекарственных препаратов и компонентов вакцин, в т.ч. против иерсениозов и СПИДа (Эксперименты «Вакцина-К», «Структура», «БИФ» и др.);

· Обнаружены микроорганизмы из трех групп: мицелиальные (плесневые) и дрожжевые грибы и бактерии, которые служат источником биодеградации и биоповреждения в условиях космоса; изучена кинетика их роста на раннем этапе (Эксперимент «Биодеградация» и др.);

· Получены бактериофаги с измененными биологическими и физико-химическими характеристиками будут использоваться в лечебных и диагностических целях, а также для генетических исследований (Эксперимент «Бактериофаг» и др.).

Владимир Соловьёв – космонавт, председатель КНТС (координационный научно-технический совет Федерального космического агентства по программам научно-прикладных исследований и экспериментов на пилотируемых космических комплексах).


Михаил Корниенко, Скотт Келли и Геннадий Падалка при проведении медицинского эксперимента на МКС (2015 г.) Фото NASA
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

alien3: (Default)
alien3

July 2025

S M T W T F S
  12 345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Style Credit

Page generated Jul. 12th, 2025 02:56 pm
Powered by Dreamwidth Studios

Expand Cut Tags

No cut tags